Category:

Олимпийская филателия 1920 года к Олимпийским Играм в Антверпене

Проведению Олимпийских игр 1916 года, столицей которых был избран Берлин, помешала Первая мировая война. Однако порядковый номер Олимпиаде  был оставлен – для напоминания о тех трагических событиях. Следующая  Олимпиада должна была состояться в Будапеште, но который раз в спорт  вмешалась политика. Венгрия была в то время советской, и, дабы не  дразнить гусей, Олимпиаду отдали Антверпену. Хотя город и стоял в развалинах, к VII Олимпиаде подготовиться сумел. 

Решением МОК Германия и её союзники по 1-ой мировой войне были отстранены от участия в Играх. Спортсмены Советской России не были приглашены на ОИ: политическая экономическая блокада со стороны кап. стран мира была распространена и на спортивные связи.

В Антверпене впервые был поднят флаг с пятью переплетенными кольцами,  впервые участники давали олимпийскую клятву, впервые прозвучал  олимпийский девиз  «Быстрее, выше, сильнее» и впервые хозяева Олимпиады не победили в неофициальном командном зачете.

Более 2600 спортсменов из 29 стран разыграли в Антверпене 158 комплектов медалей по 22 видам спорта. 41 золотую медаль завоевали спортсмены США. Лучшими спортсменами ОИ признаны: финский бегун Паоло Нурми, завоевавший 3 золотые и 1 сер. медали, гавайский спортсмен, выступавший за команду США, родоночальник сёрфинга и "отец" современного кроля - Паоа "Дюк" Каханомоку, выигравший в Антверпене 2 золотые медали по плаванию и итальянец Недо Нади добившийся феноменального и единственного в истории мирового фехтования результата – он стал пятикратным олимпийским чемпионом!  – в личных соревнованиях рапиристов и саблистов и в командных  соревнованиях по фехтованию на рапирах, саблях и шпагах.

 20 мая 1920 г. вышли бельгийские олимпийские марки.  Поскольку в стране, организовывавшей очередную Олимпиаду, приняты два  языка, надписи на французском языке на марках дублировались на  фламандском языке. Кстати, заслугой бельгийской почты явилось и то, что  она поставила все точки над и: на почтовых миниатюрах появился кроме  даты и места состязаний порядковый номер Олимпиады. По заказу  Бельгии «визитные карточки» VII Олимпийских игр были отпечатаны в  Нью-Йорке, причем использовалась бумага без водяных знаков.

В этой серии — три марки. Открывается серия  изображением уже известного филателистам по первой олимпийской серии  «Дискобола» Мирона. Сюжетом второй марки явилась квадрига —  колесница, запряженная четверкой лошадей. Строго следуя примеру греков —  рассказывать о современных Олимпиадах на благородном, но уже архаичном  языке античной древности, — автор марок следовал классическим канонам.  Сюжет третьей марки этой серии-античный бегун.

Серия была выпущена в зубцовом и беззубцовом  вариантах. Большинство филателистов знают лишь о существовании первого  варианта. Дело в том, что с зубцами выпущено 774 тысячи серий, а без  зубцов... 450 экземпляров! Не удивительно, что обладатели четырех с  половиной сотен беззубцовых серий считают их украшением коллекций. 

На нераспроданной части тиража год спустя была  сделана надпечатка, которая подравняла все три марки в их номинальной  стоимости. Как нередко случается, при изготовлении надпечаток появились  многочисленные разновидности. А этим незамедлительно воспользовались  фальсификаторы, наживающиеся на извечном стремлении многих филателистов  стать обладателями какой-либо редкости. И вот вскоре в таких коллекциях  появились дорогостоящие уникумы: сдвоенные надпечатки, перевернутые  надпечатки и другие редкости.

Отсюда понятно, почему так любят коллекционеры  конверты и открытки, прошедшие почту в дни Олимпиады,— они  всегда подлинные. Для обработки корреспонденции бельгийская почта  применяла тогда олимпийские штемпеля двух типов. Машинный штемпель  рекламного назначения употреблялся на десяти почтамтах в крупнейших  городах страны. Идентичные надписи сделаны по-французски и  по-фламандски. Круглый спецштемпель для гашения марок употреблялся на  стадионе Антверпена в период состязаний.

Не была забыта на этот раз и традиция выпуска рекламно-благотворительных виньеток. Они появились в трех странах — в Бельгии, Венгрии и Швейцарии. Любопытно, что еще тогда виньетки начинали заимствовать у почтовых марок их сюжеты. Так, бельгийская виньетка изображает фигуру дискобола. Но цели выпуска оставались прежними, далеко не бескорыстными. На швейцарской виньетке надпись говорит сама за себя: «Олимпийская марка для участия Швейцарии в VII Олимпиаде»...

Швейцарские благотворителные виньетки
Швейцарские благотворителные виньетки
Венгерская благотвортельная виньетка
Венгерская благотвортельная виньетка
Бельгийские виньетки к Олимпиаде в Антверпене
Бельгийские виньетки к Олимпиаде в Антверпене

Продолжала утверждаться тенденция почтовых ведомств, выпускающих олимпийские марки,— обращаться за материальной помощью к любителям марок, делая на марках надбавки к номиналу. Интересно, что стоимость, по которой бельгийские марки продавались в почтовых окошках, превышала их почтовый тариф. Объяснение этому можно увидеть под рисунком. За мелкой надписью — «Для инвалидов 5 с» — скрывается большой смысл. Маленькая Бельгия не могла обеспечить инвалидов первой мировой войны. Вот почему и было решено ввести своеобразный «почтовый налог», который, правда, безропотно принимался филателистами.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic