Category:

Олимпийская филателия 1896 года к I Олимпийским Играм в Афинах

23 июня 1894 года в Сорбонне (Париж) прошёл первый конгресс Международного олимпийского комитета, который созвал барон Пьер де Кубертен для того, чтобы объявить о своем проекте возрождения Олимпийских игр. Идея проведения подобных мероприятий была не нова, в течение XIX века в различных европейских странах состоялись несколько локальных спортивных мероприятий, организованных по образцу Античных Олимпийских игр. Однако именно Кубертен первым предложил сделать такие Игры традиционными, интернациональными и объединяющими в себе соревнования по многим различным видам спорта. 

Разумеется, тогда никто не мог предположить, что эта представительная международная встреча войдет не только в историю спорта, но и в историю филателии. Да, именно тогда возникли предпосылки для зарождения олимпийской филателии. Ее инициатором была... не почта, у которой тогда, естественно, еще не было оснований присмотреться к развитию событий. Первым выпуском стала скромная памятная виньетка 1894 г. с изображением лаврового венка и надписью по-французски: «Международный олимпийский комитет». 

Остается определить, в чем же главное значение выпуска во Франции в 1894 г. памятной виньетки. Он знаменовал основание крупнейшего по тем временам интернационального спортивного органа. Цели и задачи МОК были провозглашены Кубертеном, предложившим в интересах пропаганды спорта и поощрения физических упражнений, а особенно в интересах установлении дружеских отношений между народами, устраивать в соответствии с эллинскими традициями спортивные игры каждые четыре года и приглашать к участию все нации, Через несколько дней после создания МОК было объявлено о решении провести в 1896 г. в Афинах первые Олимпийские игры современности.

Однако уже на первых шагах Международный олимпийский комитет столкнулся с финансовыми затруднениями, из за которых премьер министр Греции вынужден был отказаться от проведения Игр. Тем не менее Международный олимпийский комитет добился от греческого короля согласия на проведение Игр и организацию кампании по сбору средств в фонд помощи. Часть средств удалось собрать благодаря пожертвованиям негоциантов, буквально накануне расщедрился местный богач Георгий Аверофф, безболезненно  «отстегнувший» на  «благое» дело миллион драхм, ему впоследствии установили памятник на Афинском стадионе. Но пожертвований со стороны частных лиц, даже богатых, оказалось недостаточно.

Вот тут-то и появился на свет как нельзя кстати один любопытный документ. Этому документу в равной степени обязаны как возобновленные Олимпийские игры, так и возникшая одновременно олимпийская филателия. Автору документа нельзя отказать в дальновидности. Являясь к тому времени основателем греческой ассоциации коллекционеров почтовых марок, Деметриос Сакорафос, известный и среди спортсменов, предложил выпустить олимпийские марки. Его «меморандум», адресованный председателю Греческого национального олимпийского комитета, содержал убедительные аргументы: такой выпуск сулит большие моральные и материальные выгоды. Многих захватила идея Сакорафоса. Его предложение обсуждалось в газетах, широко популяризировалось и было одобрено Олимпийским комитетом Греции, а впоследствии правительством, испытывавшим значительные финансовые затруднения.

Выступив 15 июля 1895 г. на заседании парламента, председатель греческой легкоатлетической ассоциации горячо поддержал предложение о выпуске специальных почтовых марок. Еще не представляя себе всего значения и всех последствий этого законодательного акта, парламент утвердил закон о выпуске первых в мире олимпийских марок.

Генеральный секретарь Национального олимпийского комитета Греции сообщил, что от продажи этих марок правительством была выручена сумма в 400 000 драхм.

Вспомним в этой связи также и высокую оценку, данную вкладу филателии в организацию первой Олимпиады Пьером де Кубертеном. Он писал, что после выпуска олимпийских марок, в соответствии с решением греческого правительства, успех организации Олимпийских игр был предрешен.

Современникам, привыкшим к многообразию графических приемов,, с помощью которых сотни художников разных стран каждые четыре года воплощают в квадратике или прямоугольнике почтовой миниатюры олимпийскую идею, вероятно, небезынтересно знать художественное раскрытие темы на марках-первенцах. Можно безошибочно сказать, что тогда, на исходе 19-го столетия, тематику первых олимпийских марок не могли бы обусловить никакие другие мотивы, кроме мотивов преемственности. Истоки восходят к глубокой древности.

В 70-х годах прошлого века на территории легендарной Олимпии проводились археологические раскопки. Результаты их были поистине сенсационными. За короткое время удалось обнаружить произведения эллинской скульптуры, которые по праву заняли достойное место среди шедевров мировой культуры. Успехи археологов имели далеко идущие последствия: в искусстве они достойно дополнили картину древней цивилизации, а интерес общественности к Олимпиадам античности приобрел благодаря этим находкам дополнительный стимул.

Все это и предопределило направление, по которому пошел автор греческих олимпийских марок. Найденные в Олимпии древние скульптуры, донесшие до наших дней классическую гармонию и атлетизм античных олимпийцев, вдохновили и создателя первых в мире олимпийских выпусков. Серия состояла из 12 марок с восемью сюжетами. Эскизы марок этой серии были созданы французским графиком профессором Г. Гильероном. Гравюры изготовил по его рисункам опытный гравер Е. Мушон. Описание и тираж каждой марки можно посмотреть здесь

Печатались марки в Париже в правительственной типографии. Весь тираж отпечатан на бумаге без водяных знаков.

Серия марок, доставленная из Парижа, поступила в почтовое обращение на следующий день после торжественного открытия I Олимпиады — 6 апреля 1896 г. Интересно, что на штемпелях афинской почты, которыми гасили марки в первые дни обращения, стоят совсем другие даты: 23-25 марта. 

Олимпийские марки Греции, погашенные в день открытия Олимпиады в Афинах
Олимпийские марки Греции, погашенные в день открытия Олимпиады в Афинах

Это приводит в недоумение филателистов. Но загадка объясняется просто. Общепринятый григорианский календарь был введен в Греции, как и в Советском Союзе, позже, чем в других странах (в нашей стране — в 1918 г., в Греции — в 1923 г.). Таким образом, дата на штемпеле, указанная по старому стилю, не противоречит действительности.

Посмотрим теперь, каким содержанием наполнены сами почтовые миниатюры, в какой мере их автору удалось перекинуть мостик между античностью и современностью. Серия имеет восемь оригинальных сюжетов: кулачный бой, дискобол, античная амфора, квадрига (гонки колесниц), древний стадион на фоне Акрополя, Гермес с младенцем Дионисом, богиня победы Нике, Акрополь. Все марки вышли разными тиражами. 

Серия начинается с рельефного изображения кулачных бойцов на двух миниатюрах. Исследователи считают, что этот рельеф украшал когда-то постамент статуи Полидама, воздвигнутой Лисиппом в Олимпии. Следующие две миниатюры отданы всемирно известному творению Мирона «Дискобол». Бесспорно, включение этого сюжета объясняется не только тем, что он символизирует единство искусства и спорта, но и тем, что создатель прекрасной статуи большую часть жизни провел в Афинах.

Далее следуют две марки с изображением сосуда — спортивного трофея. В древности к числу наград олимпионикам принадлежали вазы и амфоры. Гильерон остановился на панафинейской амфоре. 

На следующих миниатюрах — изображение квадриги. Долго не было установлено, откуда квадрига перенесена на марки. И лишь внимательное изучение собрания античных серебряных монет, хранящихся в Британском музее в Лондоне, помогло раскрыть загадку. В этой коллекции оказалась монета V в. до н. э., найденная в Сиракузах. Она-то и послужила прообразом рисунка греческих марок достоинством 25 и 60 лепта.

Когда серия только готовилась, было решено, что двенадцати марок достаточно. Может быть, организаторы выпуска и правы: в этих пределах есть где «развернуться», чтобы передать сжатое графическое изложение истории древних Олимпиад. Но автор пошел дальше; есть в серии две марки, содержание которых необходимо разъяснить особо. Они воспевают архитектурные достопримечательности Афин. Одна из них — марка номиналом 1 драхма — изображает античный стадион IV в. до н. э. на фоне знаменитого афинского Акрополя. В те времена атлеты Эллады состязались на стадионе в Афинах. Это были так называемые Панафинейские игры. Вторая марка — номиналом 10 драхм — показывает одно из самых красивых сооружений греческой столицы — величественный Акрополь с Парфеноном...

Что же побудило организаторов выпуска включить в серию марки, не имеющие непосредственного отношения к древней Олимпии, с которой сюжетно связаны остальные десять марок? Любознательный филателист, ищущий ответ на этот вопрос в филателистических каталогах и справочниках, не находит его, да и не может найти — его там нет. Дело в том, что эти две марки развивают тему преемственности, возвращая нас от Олимпиад древности к современным Олимпийским играм. Именно там, на реставрированном перед состязаниями беломраморном стадионе Афин и состоялась первая Олимпиада современности, отмеченная марками 1896 г.

Впервые на графических миниатюрах — почтовых марках — столь ярко воплощено содружество спорта и искусства. Это сразу выделило серию среди прочих почтовых выпусков того времени. Маркам Греции было суждено большое будущее!

В 1900—1901 гг. в связи с изменением почтовых тарифов на олимпийских марках пяти номиналов была надпечатана новая стоимость.

Не меньший интерес представляют для филателистов, специализирующихся в олимпийской тематике, конверты того времени с олимпийскими марками. Истинную ценность их люди узнали значительно позже ценности марок, узнали, увы, тогда, когда таких конвертов уже осталось совсем немного. Впрочем, такова уж логика вещей.

Греческая открытка с олимпийской маркой, посланная в 1898 в Германию
Греческая открытка с олимпийской маркой, посланная в 1898 в Германию
Почтовая греческая открытка 1896 года, запечатлевшая открытие I Олимпийских игр
Почтовая греческая открытка 1896 года, запечатлевшая открытие I Олимпийских игр
Олимпийский стадион на греческой почтовой открытке
Олимпийский стадион на греческой почтовой открытке

Существует небольшое количество экземпляров марок, выпущенных для пробы цвета.

Марки 1896 г. печатались листами по 25 и по 10 штук. Полный комплект таких листов хранится в филателистическом отделе Олимпийского музея в Олимпии. Есть там и лист марок номиналом 10 драхм, состоящий из 10 штук. На современном филателистическом языке его можно назвать «кляйнбогеном» — все поля листа сохранились. Это уникум, единственный в мире экземпляр. Он всегда в центре внимания посетителей музея в Олимпии.

Центральным состязанием игр стал марафонский бег. По просьбе французского академика Мишеля Бреаля, учредившего собственный  «Золотой кубок», в программу Игр был включен  «бег  греческого воина», известный ныне как марафон – предмет национальной  гордости греков. Накануне было официально объявлено, что если  победителем окажется грек, то помимо золотой медали и кубка он будет  удостоен также руки дочери главного мецената состязаний – миллионера Авероффа. Победил бедный сельский почтальон Спиридон Луис, ставший после этой победы национальным героем Греции.

Спиридон Луис
Спиридон Луис

С 1896 установилась традиция исполнения национальных гимнов и поднятия государственных флагов в честь победителей. Спортсмены Греции заняли наибольшее число призовых мест. От России на первую Олимпиаду, смог самостоятельно добраться до Афин и  даже заявиться на участие в соревнованиях по борьбе и стрельбе единственный спортсмен, киевлянин Николай Риттер, правда  выступить, из-за недомогания, он так и не смог.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic